Ru En Fr

 

О мероприятии Программа Докладчики Партнеры Инфопартнеры Место проведения Организатор Контакты Аналитика  
Представительство в социальных сетях: ä   æ   è   é


МЕРОПРИЯТИЕ ЗАВЕРШЕНО
Наши мероприятия:
Научные партнеры:

Завоевать Арктику


Эксперты традиционно сравнивают освоение Арктики с исследованием космоса: и то и другое требует новых технологических решений. При работе в Арктике не обойтись без современной аппаратуры, приборов геофизического, навигационного и прочего назначения, а также уникального транспорта. Эта тема станет одной из центральных на форуме "Технопром-2014".

Причины интереса
Российский интерес к Арктике объясняется несколькими причинами. Во-первых, именно в этом регионе сосредоточено больше всего неразведанных запасов углеводородов. По оценкам Геологической службы США, в Арктике сосредоточено примерно 13% мировых неразведанных запасов нефти и до 30% мировых неразведанных запасов природного газа. На долю России приходится больше половины арктических ресурсов.

Во-вторых, в российском арктическом регионе, в отличие от американского и канадского, давно и постоянно живут люди. В российской Арктике живет около 7 млн человек — примерно 5% населения России. Это десятки городов, шесть из которых насчитывают более 100 тыс. жителей: Мурманск, Воркута, Уренгой, Норильск, Якутск и Магадан. Это больше, чем население всех остальных арктических регионов мира вместе взятых.

В-третьих, изучение Арктики позволяет изучить процессы, связанные с изменением климата. Если с 1976 года температура в среднем по России росла на +0,43 за десять лет, то на побережье Северного Ледовитого океана — на +0,8 за десять лет. В результате площадь ледового покрова в Арктикеуменьшается на 5% каждые десять лет, а толщина арктического льда стала вдвое меньше, чем полвека назад. На происходящие в российской Арктикеклиматические изменения накладываются дополнительные антропогенные факторы, в том числе химическое загрязнение, избыточныи? вылов рыбы, рост численности населения и изменения в укладе и структуре экономики.

Наконец, в-четвертых, российское исследованиеАрктики тесно связано с освоением Северного морского пути. Освоение этого транспортного коридора наряду с Северо-Западным проходом, расположенным в арктической зоне Канады, позволяет существенно ускорить и упростить товарообмен между Европой и Азией. Протяженность маршрута Роттердам—Токио по Суэцкому каналу составляет 21,1 тыс. км, а по Северному морскому пути — до 14,1 тыс. км. По экспертным оценкам, проход судов по Севморпути позволяет на 40% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами. В итоге экономится топливо, сокращение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и фрахт судна. Более того, роль Северного морского пути заметно возрастает и в связи с более активным использованием сжиженного попутного газа (СПГ). Благодаря этой технологии производители могут продавать газ с любых месторождений вне зависимости от того, подведены ли к ним трубопроводы. В связи с этим примечателен проект "Ямал СПГ", реализуемый российской компанией НОВАТЭК совместно с французской Total и китайской CNPC. Ямальский газ будет доставляться покупателям по Севморпути. Более того, мощности завода могут быть задействованы для сжижения газа, добываемого на шельфовых месторождениях Арктики.

Тормозит исследование Арктики непростое советское наследие. Территории Крайнего Севера использовались в Советском Союзе для размещения военных баз и захоронения ядерных и химических отходов. Только с Земли Александры в 2012 году было вывезено 50 тыс. стальных бочек и около 5 тыс. тонн твердых отходов. А на острове Греэм-Белл ранее находился аэродром, который теперь вместе со складами нефтепродуктов (более 300 тыс. бочек) подлежит ликвидации. Российские власти намерены очистить загрязненные территории. Так, Землю Франца-Иосифа планируется очистить за восемь лет, потратив на это примерно 8,5 млрд руб. На "генеральную уборку" Арктики до 2025 года выделено 22,9 млрд руб., из них 21,7 млрд — из федерального бюджета.

Нефть и транспорт
"Масштабное освоение Арктики потребует решения многих задач, что повлечет за собой разработку не только абсолютно новых и высокоэффективных технологий, способных повысить эффективность работы Северного морского пути",— говорит аналитик ИК ФИНАМ Сергей Платонов. По его словам, в рамках программы "Инновационный транспорт Севера" уже сформирован комплекс технологических решений, направленных на создание транспортной системыАрктики. Для этого используются такие уникальные разработки, как амфибийные самоходные грузовые платформы на воздушной подушке "Арктика-АВП", снегоболотоходы на широкопрофильных шинах сверхнизкого давления большой грузоподъемности, в том числе с активными полуприцепами, а также многофункциональные дирижабли и малогабаритные беспилотные аэростатические аппараты. "Использование столь современных и уникальных технологий позволит России создать эффективную транспортную систему на территории Арктики",— говорит Игорь Арнаутов.

Это должно создать предпосылки для освоения запасов углеводородов в регионе. "Для освоения арктического шельфа потребуются технологии, используемые при добыче в суровых условиях северных морей, однако российская промышленность не обладает опытом и необходимым развитием для создания подобных ледостойких стационарных платформ",— говорит аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов. По его словам, на российских предприятиях, возможно, будут строиться только нижние части ледостойких платформ, основная же верхняя часть будет состоять из импортных деталей. В действительности это не совсем так. В апреле текущего года компания "Газпром нефть" уже отгрузила первую партию нефти, добытую на "Приразломной" — единственной в мире промышленной платформе на арктическом шельфе, а затем доставила ее в порт Роттердама. Это пилотный российский проект освоения Арктики, добытая нефть относится к новому сорту ARCO (Arctic Oil).

Проект "Приразломной" интересен как с точки зрения транспортных технологий, так и с точки зрения технологий добычи. Месторождение расположено глубоко в Печорском море в 60 км от берега, поэтому добраться до него в случае разлива нефти не так просто. Рядом с платформой ведут постоянное дежурство специализированные ледоколы, а в ближайшем к платформе поселке на берегу был построен специальный аварийный комплекс. В "Газпроме" уверяют, что конструктивные особенности платформы полностью исключают разлив нефти при ее добыче, хранении и отгрузке. В частности, нефть хранится в отсеке с трехметровыми бетонными стенами. Гигантское хранилище вмещает до 94 тыс. тонн нефти. Более того, в случае разлива нефти через семь секунд должна включиться система блокировки, а сам выбор места швартовки танкера зависит от волнения на море, дрейфа льда, течения и ветра. Для доставки нефти были построены два новых танкера, названных в честь известных российских актеров: "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров", которые могут двигаться во льдах кормой вперед.

Объем первой партии нефти составил 70 тыс. тонн, всего запасы месторождения составляют 71,96 млн тонн, а проектный уровень добычи — около 6 млн тонн в год. Таким образом, добывать нефть на этом месторождении можно будет, как минимум, десять лет. Объемы добычи не слишком большие, гораздо важнее, что опыт "Приразломной" Россия готова тиражировать и предлагать другим странам: сегодня это единственная в мире подобная платформа. Проекты по разработке арктического шельфа на разных стадиях есть у нескольких ведущих компаний: Shell, Statoil, ExxonMobil, ConocoPhilips, BP, но в ближайшем будущем арктическую нефть планирует поставлять только "Газпром". Более того, только российская компания теперь обладает отработанными технологиями добычи и транспортировки арктической нефти. В том числе Россия может предложить партнерам технологии строительства платформ — таких, как "Приразломная". "Важен сам факт обладания технологиями добычи, и они уже отработаны на "Приразломной"",— объясняет Иван Капитонов, доцент кафедры государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. К 2020 году Россия планирует установить в Арктике до 25 таких платформ.Капитальные затраты на реализацию проекта уже достигли 90 млрд руб., а строительство затянулось почти на 20 лет. Начать добычу планировалось еще в 2004 году. Месторождение было открыто в 1989 году, платформа установлена в августе 2011 года, а добыча началась в конце 2013 года.

Впрочем, стоит отметить, что нефть Приразломного месторождения по качеству уступает как более легким сортам Brent и ВСТО, так и российскому сорту Urals. Это означает, что экспортные поставки нефти с Приразломного будут происходить с дисконтом к цене Urals. Кроме того, против работы "Газпром нефти" в Арктике активно выступают экологические организации.

Поддержка государства
Несмотря на протесты экологов, государство поддерживает проекты освоения Арктики за счет снижения налоговых ставок и экспортных пошлин. Для сравнения: ставка экспортной пошлины на нефть с 1 апреля 2014 года составила $387 за тонну, в то время как на нефть Приразломного — $189 за тонну. До 2022 года для Приразломного месторождения также утверждена нулевая ставка НДПИ. Шельфовые проекты получают льготы по НДПИ согласно их категории сложности. Приразломное находится в мелководной части Печорского моря и потому попадает во вторую категорию сложности, которая подразумевает ставку НДПИ в размере 15% от стоимости сырья. Компания надеется, что месторождение удастся перевести в третью категорию сложности, в результате чего НДПИ будет снижен до 10%, а также предполагает получить льготы по налогу на имущество. Это поможет повысить внутреннюю доходность проекта с 15,4% до более чем 17%. Помимо Приразломного месторождения у "Газпром нефти" есть и другие проекты по добыче нефти в Арктике — например, компания является оператором проекта разработки Долгинского шельфового месторождения. Запасы Долгинского месторождения, где пока идет разведочное бурение, в несколько раз больше, чем Приразломного, и составляют 235 млн тонн нефти и конденсата. Результаты разведки должны быть получены в конце года.

Дальнейшее освоение Арктики будет тесно связано с развитием новых транспортных потоков. В конце 2012 года президент России Владимир Путин публично заявил, что транспортировка грузов по Северному морскому пути экономически более выгодна, чем через Суэцкий канал, что делает этот маршрут крайне важным для нашей страны. По словам главы российского государства, "Россия намерена в разы увеличить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне, а также усилить безопасность". "На Севере уже добывается более 80% российского газа, свыше 90% — никеля и кобальта, эта территория обеспечивает формирование 12-15% валового внутреннего продукта и около четверти российского экспорта",— добавил он.

К освоению Арктики сейчас подключились российские военные. В августе—сентябре 2013 года гидрографическое судно и морской буксир Северного флота совершили экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа для обследования обстановки. В походе участвовал также отряд специального назначения подводных сил Северного флота, который отвечал за безопасность участников похода. Российские власти также решили восстановить базу ВВС "Темп" на острове Котельный (Новосибирские острова). Она будет модернизирована, что сделает возможным круглогодичное и всепогодное использование транспортных самолетов. Аэродром важен как опорное звено развития транспортной инфраструктуры. Не исключено, что в ближайшие годы будет также восстановлен самый северный в мире ледовый аэродром на острове Греэм-Белл, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа

5 июня 2014г.
Газета "Коммерсант"



При официальной поддержке:
При участии:
Соорганизатор:
При поддержке:

При поддержке:







Официальное издание Конференции:
Стратегический Информационный Партнер:
Генеральный информационный партнер:
Специальный партнер:
Информационные партнеры: